Национальный проект

/в качестве послесловия/

1. «Этичное» общество

Моральная ситуация, сложившаяся в наши дни, не вызывает оптимизма. Религия утратила роль ведущей моральной силы, наука не способна ее заменить, идеологии как либерализма, так и социализма исчерпали свой потенциал. Альтернативных идеологий, обладающих универсальной притягательностью, нет. Мировоззренческий тупик усугубляется целенаправленной деятельностью групп, разрушающих общественные правовые институты, уничтожающих экономическую и социальную структуры цивилизованных государств.

Поэтому разработка общественного проекта на базе обьективной этики чрезвычайно актуальна. К сожалению, требования этики выглядят невыполнимыми, отчего ее практическое внедрение кажется делом утопичным. Однако этика — не догма, она задает цель и смысл, и один из смыслов этики — постоянное движение к свободе, улучшение человека, общества и окружающего мира, «прогресс». Таким образом, реализация требований этики возможна постепенно, пошагово.

Ниже представлены идеи по практическому воплощению этики. Они предложены просто чтобы вы понимали, что путь к свободе — это не утопия, что будущее реально, если к нему относиться созидательно, и чтобы вы могли сравнить с ними ваши собственные мысли о будущем, о том, каким вы видите новое, правильное общество.

Описанный проект  — «этичное» общество — переходный, это промежуточный этап на пути к свободному обществу, к настоящему общественному договору. Разумеется, свободное общество тоже будет этичным, еще более этичным. Смысл названия — отделить его как от альтернативных проектов, так и от того, что имеется сейчас, что заведомо неэтично, а также отделить от самого свободного общества, которое является главной целью этики.

Почему проект — национальный? Потому что пока публичная сфера общества разделена национальными и расовыми границами, языками, культурами и религиями. Люди пока не способны сформировать единое пространство договора, даже если их насильно перемешать. Однако все остальные разногласия между людьми вполне преодолимы уже сейчас, и именно этика предоставляет основу для универсального согласия, для поиска общественного консенсуса. Так получается национальный проект, национальный договор и национальное «этичное» государство.

Проект теоретически применим и к России. Идеи свободы были укорены в русской культуре так же, как и в любой истинной культуре. Можно указать на гуманистическую литературную классику (вольнолюбие Пушкина, непротивление злу насилием, слезинка ребенка, судьба простого человека), идеализм интеллигенции и русскую философию (либерализм Чичерина, Бердяевская «свобода», «соборность» как свободное единство, анархизм Бакунина и Кропоткина, космизм/эволюция). Далее, общее благо/справедливость как основополагающие, хоть и реализованные лишь частично в позднем СССР, принципы социализма. И наконец, исторические факты, отражающие присущее русскому народу стремление к свободе: 1) вечевая демократия 2) раскол, как свидетельство превалирования моральных ценностей над «сакральностью» власти 3) передовая для своего времени правовая система РИ 4) общий высокий уровень гуманности и человеколюбия, проявлявшиеся не только народом, но и государственным аппаратом РИ 5) восстание декабристов 6) беспримерное массовое сопротивление красному террору и коллективизации 7) постоянная успешная борьба за независимость и военные успехи, иногда достававшиеся немыслимыми жертвами.

Проблема России — отсутствие гражданской нации (и умышленная путаница в этом вопросе). Уточним, что такое нация в России. Русский — это человек говорящий по-русски и считающий себя русским. Что значит «считающий себя русским»? Это значит ассоциирующий себя с Россией, ставящий долг по отношению к ней выше личного или группового благополучия. Как соотносится с национальностью «русский» этничность человека? Никак. Исторически сложилось, что русским мог стать представитель любой этничности, вражда к инородцам была не в традиции русских. Русская культура универсальна, не партикулярна. Огромные пространства, ассимиляция множества мелких народов и народностей, интеграция иммигрантов с формированием многонациональной элиты, с восприятием множества культурных веяний и влияний — все это способствовало уникальному национальному характеру, который был скорее анти-национальным, анти-этничным. Русская культура в смысле «всечеловечности» была прямым продолжателем идей христианства. Разумеется для русских, как и для любой нации, неприемлемы клановость, существование диаспор, этнических или культурных автономий. Этничность — личное дело человека. «Русский» — это не этничность, а гражданская и культурная идентификация, общая судьба.

2. Общие принципы

Цель этичного общества — подготовить население к свободе, приучить его к самостоятельности, к этике, к творчеству и общему благу, отучить от эгоизма и насилия, привить высшие ценности. Только когда эта задача будет решена, можно будет браться за построение свободного общества. Отсюда видно, что этичное общество еще не совсем свободно. Главное отличие в том, что в этичном обществе существует механизм насилия посредством власти, т.е. существует политическая система — аппарат принуждения к выполнению законов.

Власть — это переходный институт и его главная цель, однако, не насилие. Это: 1) служить моральным примером, воспитывать общество, 2) организовывать и управлять обществом. Целью воспитания является создание этичного человека: обладающего достоинством, принимающим на себя ответственность за все происходящее вокруг, за сохранение и приумножение культуры, за лучшее будущее для всех.

Форма власти — ограниченная демократия. В управлении обществом принимают участие не все, а только его этичные члены. В чем разница? Именно люди, доказавшие делом приверженность этике и свободе имеют это право и несут эту ответственность. Те, кто не вносит вклад в общее дело, кто ставит себе эгоистичные цели, не имеют права на управление другими. Голосует один представитель от семьи (наличие детей обязательно). Желающие сдают экзамены и оплачивают право участия в управлении. Они также наделяются возможностью вырабатывать новые законы, которые однако утверждаются в соответствии со строгой процедурой, обеспечивающей общественное согласие. Существует соблазн назвать эту форму правления «этократией», однако власть в этичном обществе — не совсем власть, как видно уже по ее задачам. Это — образец служения обществу, обязанность каждого этичного человека.

Профессиональных политиков, «представителей», нет. Партии и любые структуры нацеленные на захват власти запрещены. То же относится к любым тайным обществам, идеологическим и религиозным течениям, ставящим своей целью насилие и получение преимуществ. Каждый может верить во что угодно, но не может организовывать культы, секты или церкви. Прочие ассоциации регистрируются и отделяются от управления обществом. Отделение означает, что их члены не могут концентрироваться в общественных структурах. Наука поддерживается в ключевых направлениях на принципах честного соревнования. Семья укрепляется, роль женщины в обществе ограничивается, она ориентируется на семью и воспитание. Проводится продуманная евгеническая политика.

Справедливость обеспечивается во всех принципиальных областях публичной сферы — финансовой, экономической, информационной, культурной. Экономика основана на этичном рынке, где вместо конкуренции организовано честное творческое соревнование. Все хозяйственные субьекты делятся на 2 яруса. В первом находятся естественные монополии и инфраструктурные службы. Они управляются от имени всего общества. Руководство их выборное. Второй ярус — частные компании. Честная соревновательность поддерживается ограничением на размер компаний. Информационная политика строится в интересах всех. Интернет бесплатный и общедоступный, ключевые СМИ управляются от имени общества. Организована регулярная смена/ротация авторов и ведущих. Частные СМИ имеют ограничение на размер аналогично рыночным компаниям. Запрещаются любые призывы к насилию. Культурная политика призвана сохранять культурные ценности, поддерживать начинающие таланты и препятствовать засилью «звезд».

3. Суть, кратко

1) Конституционные принципы

— отказ от любого насилия: физического, экономического, идеологического, информационного и т.д.;
— общее благо: каждый видит свой моральный долг (смысл жизни) в творческом труде на благо общей свободы; результаты оцениваются обществом и вознаграждаются соответственно вкладу;
— честность и доверие во всем: все структуры функционируют открыто; обман, мошенничество и т.п. исключены; полная и правдивая информация; СМИ несут ответственность за полноценное информирование общества;
— справедливость: использование повсюду договорных (выборных, консенсусных) процедур, учитывающих мнение и интерес каждого этичного члена общества;
— формализация общественной жизни: правосознание и правопорядок;
— закрытость частной жизни и семьи; женщина-мать имеет преимущество перед женщиной-работницей; общественный контроль за здоровьем и воспитанием детей.

2) Право

— независимая судебная система смешанного прецедентно-позитивного толка;
— судьи обладают личной охраной и независимы экономически;
— законодательная функция принадлежит избираемым органам; законодательная инициатива принадлежит каждому.

3) Политическая сфера

— самоуправление на всех уровнях; прямая ограниченная демократия;
— выборы двуступенчатые: гласные выборы претендентов и последующие выборы на основе жребия; возможность досрочного отзыва;
— в выборах участвуют те, кто внес признанный вклад в общество и прошел экзамен; ограничения на возраст и социальный статус;
— запрет на политические партии, проф-ассоциации и другие лоббистские структуры;
— ликвидация «политического» класса, законодатели собираются только на законодательные сессии.

4) Культура

— воспитание свободных и грамотных людей; обязательное этическое просвещение;
— пропаганда высших ценностей, запрет пропаганды насилия;
— свобода творчества; оскорбительные/чувствительные/сомнительные темы ограничиваются в доступе;
— защита национальной культуры и языка; ограничения на рекламу;
— запрет на этнические и инокультурные ассоциации/диаспоры/автономии;
— религиозные структуры/секты/ложи вне общества: запрет на их политическую и идеологическую деятельность, ограничение на экономическую.

5) Экономика

— свобода мелкого предпринимательства в сочетании с грамотным макро-управлением; ограничения на размер предприятий; естественные монополии управляются выборными общественными советами;
— независимая денежная система, основанная на доверии и служащая равно всем;
— накопление капиталов/ресурсов сверх определенных пределов и спекуляции запрещены;
— наследование и безвозмездный вывоз капиталов/ресурсов ограничены;
— разумные социальные гарантии и налоги.