Здравствуйте. Вот и завершился наш краткий курс «всего хорошего». Спасибо, что выстояли до конца, что справились с естественной тошнотой от всех этих «так надо» и «так нельзя»! 🙂 Наверное это было нелегко — моральные идеи только на первый взгляд выглядят «пищей для размышлений». На самом деле они задевают, нервируют, раздражают, и в конце концов приводят к серьезной внутренней работе, к борьбе не только с тошнотой, но и с самим собой! Поэтому, я думаю, не будет большим преувеличением предположить, что раз вы добрались до этого места, вы смогли проделать эту работу. Можно сказать, у вас теперь не просто появился шанс стать хорошими людьми, вы ими уже стали. Но в любом случае, какой бы успешной ни была эта работа, вы потратили год вашего времени не напрасно. Пусть наши беседы не помогут вам добиться успеха в жизни, сделать карьеру и раздобыть денег, вы приобрели нечто более важное — личную свободу, сознание правоты, правильности своих целей.

Конечно, не на все вопросы вы — мы вместе — смогли ответить. Никто не может. Но есть главные, самые важные и самые сложные, от которых не уйти. И ни наука, ни философия, ни религия, не даст и не может дать на них ответы. Вопросы добра и зла — такие. Каждый должен дать на них свой собственный и при этом единственно правильный ответ. Думаю, вам это удастся без особых усилий.

Этим вы теперь отличаетесь от остального населения планеты, верящего в любую чушь, что вбивают им в головы. Еще поэт Пушкин заметил, что «нравственное чувство, как и талант, дается не всякому». Я бы усилил эти слова — умение различать добро и зло вообще мало кому дано. Мораль — тайна для большинства человечества. Вы скажете — я преувеличиваю? Люди в большинстве хорошие? Если бы! Достаточно посмотреть какую реакцию вызывает этика у обывателей. Им наплевать — и это в лучшем случае! Про худший и говорить нечего. Сама мысль об общем благе вызывает у них отторжение. Какое еще общее благо? — возмущаются они про себя. Что общего может быть у меня с окружающим стадом?! Зависть, неприязнь, страх — вот что движет обывателем. Этика — это постоянная работа над собой, это независимая мысль, это прочная, выстраданная долгим поиском собственная точка зрения. А кому оно надо? Кто любит такую работу? Одновременно этика требует вникать в иные точки зрения, выявлять их сильные и слабые стороны, искать взаимное согласие — что обывателю еще противнее. Тяга к знаниям, интерес к новым, чужим идеям — основа духовного развития, а духовный рост — основа личности, ибо знания, особенно моральные, помогают человеку стать лучше. Вы участвовали в наших беседах — без всякой практической цели, без обещания диплома, полезных советов, психологической помощи или на худой конец отвлечения от скуки. Вы целый год развивали свою моральную интуицию и умение мыслить, искали ответы на сложные вопросы и этим подтвердили свое звание человека. Можно ли сказать такое об остальных?

Это, на самом деле, важный момент. Не стоит идти на поводу фальшивого, льстивого гуманизма. То, что есть хорошие и плохие люди, равно как и передовые и отсталые культуры — самоочевидная истина. Обьективная этика позволяет не только обьяснить этот факт, но и дает четкий критерий кто есть кто. Попытки гуманистов морально уравнять людей — это принижение добра и оправдание зла. Равны только свободные люди, гомо-сапиенс не только не равен человеку, он не равен даже самому себе — он оценивает степень морального уродства и отводит каждому его законное место на лестнице выживания. Прошитая в нем природой моральная система под условным названием «собственная шкура» делает его верным рабом иерархии.

Свободным людям вся эта животная сортировка не интересна. Достоинство человека опирается на способность побороть в себе гомо-сапиенса, превозмочь эгоизм, отказаться от насилия. Это особенно трудно сейчас, в мире полном зла, посреди тех, кто ненавидит правду, кто не помышляет о духовном росте, кто готов убивать всех непохожих. Свобода всегда трудна, но особенно — когда вокруг сплошь гомо-сапиенсы, когда так легко и соблазнительно захотеть стать одним из них. Но не падайте духом. Этика — не только ответственность, это привелегия. Помните, что вы не просто лучшие, вы — надежда человечества. У мира есть шанс, пока в нем есть свободные люди — такие как вы.

У вас может создаться впечатление, что словами об ответственности я оказываю на вас моральное давление, или навязываю моральные нормы. Как это вяжется с моими же заявлениями о том, что каждый должен думать сам, что нормы должны быть следствием договора? Тут безусловно есть конфликт. Наши беседы — пример того сущего, из которого рождается должное. С одной стороны, уже сам факт наших бесед можно рассматривать как моральное давление, но с другой — оно делает вас свободнее. Разговор, беседа — единственный этичный способ этого добиться. Да и как вообще возможен договор, если люди не будут общаться, доводить до других свою точку зрения, свое понимание свободы? Наши беседы — это шаг к договору, к согласию, к поиску общего блага. Это практическая реализация этики — и иначе просто нельзя.

Согласитесь — я не проповедовал, не пытался убедить, обратить «в свою веру». Вы сами решали, что правильно, а что нет. Жаль, конечно, что настоящих бесед у нас не получились. Вероятно, мы просто разминулись во времени. И хотя отсутствие общения затруднило мою задачу, я надеюсь оно не слишком осложнило вам знакомство с этикой? Надеюсь, вам было с кем посоветоваться и поспорить?

Многое из того, что вы вынесли из наших бесед, не преподается в школах и университетах, не пишется в книгах и журналах. Это нельзя узнать больше нигде. Вы удивитесь — как же так? Разве философию и этику не преподают в университетах? Нет. Этика — не наука и не философия, ее нельзя изучать и преподавать. Спросите себя — как получается, что сотни тысячи людей «изучают» этику не становясь ни на грамм этичнее? Чем занимаются множество ученых от морали в то время как общество катится в пропасть? Профессиональные моралисты предпочитают делать вид, что они глубоко научно, с «обьективных» позиций исследуют тайны морали далекие от ежедневной, обыденной жизни. Так им проще — меньше проблем и ответственности, зато больше карьерных перспектив. Они не хотят понять, а скорее им просто безразлично, что они, с одной стороны, подрывают авторитет научного знания, а с другой — остатками этого авторитета убивают этику, загораживают единственную дорогу к свободе.

Вы конечно помните, что единственная обьективная точка зрения — точка зрения обьективной этики, любая другая отстраненная, претендующая на обьективность точка зрения как на вопросы морали, так и на любые другие — это по меньшей мере отказ от истины, релятивизм, уравнивающий в ценности любые моральные позиции. Этика нормативна — и ее нормативность, способность быть практически воспринятой человеком, зависит не только от ее правильности, но и от того впечатления что она производит. Да и можно ли иначе ответить на первый вопрос этики — «Зачем мне этика?» Учебник этики — оксиморон. Этике нельзя «научить», ее можно только принять или отвергнуть. Попытки философов представить этику «моральной наукой», а по сути превратить ее в авгиевы конюшни окаменелых и давно бесполезных идей, в которые и без того уже превратилась философия, банально неэтичны. Знание множества предложенных когда-то этических доктрин непродуктивно и интересно лишь историкам. Вам, молодым энергичным людям, нужны не учебники, а актуальные ответы на социальные и личностные проблемы, нужна цельная моральная система, отвечающая всем современным требованиям.

Обьективная этика — именно эта система. Человечество мучительно к ней шло тысячелетия и впереди у нее не менее трудный путь. Содержание наших бесед находится в противоречии не только с университетскими курсами этики, но и с ежедневной социальной практикой, с политикой власть имущих. Нынешние имущие разрушают общество и политически, и экономически, и даже биологически, способствуя дисгенике, но их главное оружие — разрушение духовных основ, идеологическая индоктринация, моральное развращение. Их идеология — тот же отказ от истины, релятивизм, толерантность к любым «ценностям», сведение морали к товару, что в теории выглядит как разнообразие «свобод совести», мыслимых и немыслимых прав «меньшинств», а на практике сводится к индивидуализму и бездумному потребительству. Обьективная этика прямо противостоит этой «идеологии», которую можно назвать радикальным либерализмом, эгоизмом освобожденным от морали. А потому вы не увидите этику ни в СМИ, ни в системе образования. Обьективная этика замалчивается, она фактически запрещена — и поверьте, это не просто слова! Статьи не печатаются, книги не издаются, призывы не слышатся. Обслуга хозяев мира зорко стережет их право на толкование добра и зла, их монополию на правду.

В последние десятилетия человечество сдало многие моральные завоевания, достигнутые веками — социальное государство, гражданские свободы, институты народовластия, даже правосудие и законность. В этом смысле нам не повезло, мы живем во времена когда зло победило. Или по крайней мере я живу — но тогда вам наверняка приходится гораздо хуже! В мире сформировалась глобальная структура, уничтожающая экономическую и социальную ткань цивилизованных государств, загоняющая в рабство все население планеты, и не видно никаких сил, способных ей помешать. Что ж, нынешнее человечество заслужило свою судьбу. Сытое и малодушное, оно не способно отстоять завоеванное. А значит впереди долгие темные века и новая борьба, а свобода — так же далека как и прежде.

Поэтому в этой последней беседе я позволю себе практический совет. Нет, я не буду призывать вас бросать свои дела и срочно спасать мир. У меня и права такого нет. Просто если Вы выберете путь этики, не забудьте, что этика — не теория, она требует практики. И не одной лишь внутренней — внешней тоже! Этика не только делает человека лучше, она обьединяет людей, она возможна только если люди вместе, если они участники общего договора. Этика, а с ней и ваша свобода, умрет если вы останетесь в одиночестве. И потому совет мой простой — ищите друг друга, поддерживайте отношения, общайтесь, присоединяйтесь к тем, кто думает так же, будьте вместе. Да и вообще, старайтесь по возможности иметь дело только с хорошими людьми, избегайте тех, кто вызывает моральное неприятие. Этим вы поможете и друг другу, и самим себе.

Если же вы считаете необходимым обязательно что-то делать, не спешите. В одиночку вы все равно много не сделаете. Как мы говорили, этика начинается с просвещения. У меня оно, похоже, не слишком хорошо получается, может у вас выйдет лучше? Воспитание свободных людей — единственный путь преодоления нынешнего морального упадка, единственный способ постепенно сформировать пространство договора и, одновременно, зачатки нового, свободного общества, которое должно рано или поздно вырасти на месте нынешнего. Это конечно хлопотно, да и не слишком интересно убеждать кого попало. Зато есть и плюс — так можно найти настоящих друзей! Ибо дружба возможна только между теми, у кого есть высокая цель, кто видит в жизни иной смысл кроме личного блага.

Как пример одной из попыток, позволю себе дать ссылку на текст, который я полгода назад написал для одного журнала — тамошние радетели за русский народ приглашали желающих к дискуссии по его спасению. Текст «с удовольствием» приняли, но, само собой, не опубликовали: Что делать?

Ну а если устанете убеждать глупцов и останетесь одни, что ж, бывает. Умных людей мало, а умных и хороших еще меньше. Не отчаивайтесь, однако. Почитайте еще раз наши беседы, поразмышляйте над вечными вопросами — и вам будет не так одиноко. 🙂

Спасибо еще раз,
удачи и всего доброго,
И.

 

Реклама